1

Тема: Принцип спиральности

Принцип спиральности

2

Re: Принцип спиральности

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Инновационный подход к подготовке учебных материалов нового поколения, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования. 
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования предполагает, что обучение должно быть активным, оно должно проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

3

Re: Принцип спиральности

Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.

4

Re: Принцип спиральности

Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками. Работа в этом направлении будет продолжена в процессе реализации нового содержания образования. Таким образом, нам предстоит огромная работа, чтобы в срок реализовать все стоящие перед нами задачи, поставленные Главой государства. Общими усилиями мы сможем достичь желаемых результатов в таком важном для республики деле, как система школьного образования, ведь от этого зависят судьбы наших детей, нашего молодого поколения, и, соответственно, зависит будущее всей страны.

5

Re: Принцип спиральности

Обновление системы образования и ее содержания сегодня в Казахстане идет полным ходом. Процесс этот сопровождается коренными изменениями в педагогической теории и практике.  Особое значение в обновленной программе приобретает понятие «критериальное оценивание». Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Если в традиционной программе в школах применяют пятибалльную систему оценивания и учитель вправе сам решать, это будет «четыре» или «пять», то критериальное оценивание предполагает очень прозрачную оценку, которая будет формативной (безоценочной) в течение всего учебного года, но с обратной связью, и суммативной, которая предполагает итоговую оценку за изучение раздела и за четверть.

6

Re: Принцип спиральности

Школьное образование нашего государства имеет место на этапе нового старта. Всемирный экономический форум обозначил шестнадцать видов знаний и умений успешного человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Главная цель учителя это развитие способности учащихся к самостоятельному поиску, развитие навыков решение жизненных задач в процессе всего обучения, создание учебной среды, внедрение инноваций и ИКТ. Создание атмосферы доверия, вдохновленного творчества, условий для самоисследования.

7

Re: Принцип спиральности

Инновационные процессы реализуются  в сегодняшних школах, по велению тех обстоятельств, которые требует  наша   жизнь. Школа как система состоит из таких компонентов (взаимосвязанных, взаимовлияющих друг на друга, как цель-содержание-технология – результат. При этом системообразующим компонентом является цель образования, предвосхищенная в результате и с ним соотнесенная и соотносимая.
В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни,-творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; Использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.
Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.

8

Re: Принцип спиральности

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.
В долгосрочных планах отражаются: общие принципы развития образования (концепция развития); главное направление и программы развития; В долгосрочный план включаются темы обучения на один учебный год.
В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео и аудиоматериалы и др.). В отличие от учебной программы учебные планы носят рекомендательный характер, поэтому учитель может адаптировать виды деятельности и подобрать свои альтернативные ресурсы, которые соответствуют интересам, уровню, потребностям и возрастным особенностям учащихся.

9

Re: Принцип спиральности

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:
1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
2. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
3. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
5. Полоролевое (гендерное) воспитание.
6. Организация групповой деятельности.
7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

10

Re: Принцип спиральности

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы  критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

11

Re: Принцип спиральности

Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках.  Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.
Самый известный и наиболее частый по употреблению элемент занимательности, используемый на уроке,- это Игра.
Приведённая мною классификация дидактических игр основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики (при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект):
1) фонетические и орфоэпические игры («убери одну фонему», «замени фонему», «преврати волка в козу», «найди пару»и т. д.)
2) лексико – фразеологические игры (кроссворды, лото, «третий - лишний», «ассоциации», «собери пословицу», «игра-наоборот» и т. д.)
3 )игры по морфемике и словообразованию ( «от одного корня», «корень и дерево», «слова по схеме» и т. д.)

12

Re: Принцип спиральности

Какие  активные методы , стратегии мы бы не применяли, они должны быть направлены на достижения цели урока. Для этого  необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка. И в решении этих задач нам помогут активные методы обучения.
Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

13

Re: Принцип спиральности

Идея спиральных учебных программ заключается в том, что ребенок повторяет тему или понятие несколько раз на протяжении всего школьного обучения, и при этом сложность темы возрастает при каждом повторении. На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы.
Итак, новые учебные программы построены на:
1) принципе спиральности при проектировании содержания предмета;
2) иерархии целей обучения по таксономии Блума;
3) педагогическом целеполагании по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
4) наличии «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;
5) соответствии содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акценте на формирование социальных навыков;
6) технологизация учебного процесса в форме разработанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит резко сократить нагрузку учителя, поскольку они заменят трацидионное  календарно-тематическое и поурочное планирование.

14

Re: Принцип спиральности

преимущества спиральности
 Информация повторяется и запоминается каждый раз, когда
учащийся повторяет предмет;
 Спиральная образовательная программа позволяет делать
логический переход от упрощенных идей к сложным;
 Ученики могут применять знания в последующих разделах
учебной или образовательной программ.
Учебные программы, построенные на спиральной модели обучения,
предполагают повторное рассмотрение знаний и понятий по мере
перехода учащихся из класса в класс.
Цели обучения определены по объединяющим направлениям и под
направлениям для отслеживания прогресса обучения

15

Re: Принцип спиральности

Спиральный способ
При таком построении программы расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что студенты не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от линейной структуры, при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

16

Re: Принцип спиральности

В Казахстане уже ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами. Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан, нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формирование навыков необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования с учётом международного опыта. Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из заданий по достижению поставленных целей.

17

Re: Принцип спиральности

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения учебной дисциплины. Учебная программа содержит:

  • 1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда она подготовлена;

  • 2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

  • 3) краткое описание содержания изучаемой тематики;

  • 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

При разработке учебных программ преподавания психологии возникает проблема отбора содержания, которое будет изучаться, а также порядка, в котором будут изучаться отдельные части программы. Возможны следующие способы построения учебных программ: линейный, модульный, спиральный.

18

Re: Принцип спиральности

Способы построение учебных программ: линейный, модульный, спиральный.
Линейный способСущность такого построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новый материал выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда могут усвоить определенные сложные явления. В связи с этим данный способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения психологии на разных ступенях.
Модульный способВ его основу положен модульный принцип: каждая отдельная тема формирует целостное представление об определенной предметной области. Эго позволяет из набора независимых предметов-модулей формировать учебную программу, соответствующую индивидуальным или групповым потребностям. Учебный курс представляет собой совокупность учебных модулей, прохождение которых возможно в различном порядке. Традиционный учебный процесс, существующий в средних и высших учебных заведениях, в значительной степени ориентирован на линейную структуру, учебные программы предполагают последовательное изучение дисциплин с учетом их логических взаимосвязей. В связи с этим модульный принцип применяется реже. Системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации дают больше возможностей использования модульного принципа построения учебного курса.
Спиральный способ
При таком построении программы расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что студенты не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от линейной структуры, при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

19

Re: Принцип спиральности

Отличительными особенностями обновленных учебных программявляются:
 Принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний
и умений от темы к теме, от класса к классу;
 Акцентирование внимания на целях обучения, основанных на
формировании мыслительных навыков учащихся от элементарного
(знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез,
оценка);
 Наличие «сквозных тем», что позволяет максимально эффективно
организовывать межпредметные связи, служащих основой для
полноценного внедрения особенно важной в настоящее время программы
трехъязычия.

20

Re: Принцип спиральности

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель – совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитии спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.

21

Re: Принцип спиральности

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.
       Новый стандарт – это, прежде всего, изменения во взгляде учителя на свою практику, в стиле обучения, в подходах и методах. Новые подходы требуют от учителя неустанного труда, индивидуального подхода как к ученикам, так и к обучению в целом. Внедряя новое, мы учимся сами. Но мы уверены: это путь, который должен привести нас к успеху.
       Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д.Брунера. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

22

Re: Принцип спиральности

Применение активных методов на уроке позволяет развиватьнавыки собственной рефлексии учеников, позволяет ученикам вносить свой вклад в выполняемую классную работу, ощущать свое участие, быть активным членом учебного процесса, развивать взаимоотношения со сверстниками, повышать уровень познавательной активности, а также помогает учителю интересно организовывать учебный процесс, повышать свое педагогическое мастерство.

23

Re: Принцип спиральности

Учебные программы, построенные на спиральной модели обучения,предполагают повторное рассмотрение знаний и понятий по мере перехода учащихся из класса в класс. Цели обучения определены по объединяющим направлениям и под направлениям для отслеживания прогресса обучения

24

Re: Принцип спиральности

Информация повторяется и запоминается каждый раз, когдаучащийся повторяет предмет;
 Спиральная образовательная программа позволяет делать
логический переход от упрощенных идей к сложным;
 Ученики могут применять знания в последующих разделах
учебной или образовательной программ.

25

Re: Принцип спиральности

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.