1

Тема: Диалогическое обучение

Один из модулей, который ближе мне, я внедряюв свою практику, это – диалоговое обучение. Для того чтобы возникло успешное
взаимодействие в классе, необходимо создать атмосферу сотрудничества. Ученики
легче обучаются в том случае, когда есть возможность диалога, общение с
другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или
учителя. Конечно, до курсов я использовала диалог, но скорее всего это были
элементы диалога. Обычно  работалиактивные дети, если не могли ответить, я сама давала ответ, пассивные дети в
большинстве случаев молчали.  Познакомившисьи применив на уроке семь модулей, я поняла, что класс до прохождения
практики  работал пассивно.  Опираясь на специфику моего предмета, явыбрала модуль диалогового обучения для дальнейшей работы.                                                                                                                             Если опираться на теорию, то Александер утверждает, что беседа в обучении не является одностороннимпроцессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в
двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед
.(Руководство для учителя, стр.156) Обычно традиционный урок проходил так: я, как учитель задаю вопрос,после молчания  ученика  сама и отвечала, то есть не всегда давалавозможность мышлению ребенка. Беседа в обучении, к сожалению, являлась   односторонним процессом общения. Менязаинтересовал вопрос, что такое диалог?                                                                                             Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией междуучаствующими в нем сторонами.  Смыслсамого диалога – в его результате.  Безконтакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному
диалоговому взаимодействию. Диалог - это универсальный способ познания мира.
Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через
общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных,
рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это
создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,
сотворчества равных и разных. (
www.mosedu.ru)                                                                      Восторгане было предела. Я нашла то, что давно искала! Первое, что мне пришлось
сделать, обсудив с классом – изменить посадку. Традиционная посадка...  так за партой сидела еще и я. А сейчас ониустраиваются удобно, группируются,  чтобы видеть друг друга и  иметь возможностьобщаться в малой  группе. Так как вгруппе 16 учеников, разделила на четыре группы. Заранее  вместе с детьми готовимматериалы, необходимые для творческой работы.  Здесь у меня возникли такие трудности как: дисциплина, возрастные особенности.На первом уроке дети старались превратить всё в игру. Им казалось, что мы не
изучаем новый материал, а ведём какую-то игру. Пришлось провести с ними беседу
и уже на последующих уроках дети уже более серьёзно относились к такому виду
деятельности. Как я уже говорила, возникли трудности связанные с возрастными
особенностями. У младших школьников слабо развита речь, скудный словарный
запас. Направить детей на умение общаться, пришлось применять различные методы
по развитию речи на всех уроках.  Метод«Шести шляп», «Горячий и авторский стул», «Задай вопрос соседу», «Угадай
слово», что оказалось для детей очень трудным. А в подготовке к работе  в группах к первому уроку, я приготовилакарты-опоры, по которым они готовили ответы. Например:  Живая и неживая природа.-  что такое  природа?                                                                               -какие тела относятся к живой и неживой природе?-найдите соответствие тел к группам по картинкам.    И следуя этим картам-опорам,  ведядиалог, дети находили верные ответы. На втором уроке  более слабые дети старались подражать ответамболее сильных учеников, копировали ответы, дополняли уже своими словами,
включая в свою речь термины. Как это у них поучалось, но они старались!                                                  Нужно было позаботиться и опсихологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на
урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы
работы. Для этого в начале урока провожу тренинги.  Дети с  теплом и от всего сердца желали всегохорошего.  Цель этого тренинга видетьхорошее в людях, учиться говорить комплименты, подбадривать друг друга,
повышение самооценки. Также на каждом уроке я проводила опрос домашнего задания
через круг общения, глядя друг другу в глаза. И тут возникли трудности, сильные учащиеся растерялись, скорее всего,это связано со сменой деятельности  вгруппе. Музыкальные минутки, которые помогали детям расслабиться, отдохнуть и
поднять настрой на урок.  Именно этитренинги и  минутки  помогли мне провести урок на положительнойноте.                                                                           В работу должны быть вовлечены   втой или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии,
позволяющие включить всех учащихся.  Еслиранее детей я делила на «активные» и пассивные», то сейчас даже если ребенок
очень слабый и не знает материал, он как то вовлечен в процесс, где то подает
идею, где то рисует и уже смело вступает в диалоговую речь, так как не боится
ошибиться. Если даже ошибется, попытается найти выход.  Я поняла, что    постоянное поощрение учеников за активноеучастие в работе, предоставляет возможность  для самореализации ученика. Самыми пассивными ученикамибыли С.  и  В. Меня радует то, что эти дети вначалеотносились ко всему настороженно, но со временем раскрепостились, почувствовали
поддержку. С.  очень слабый ученик. Наобычных уроках   он держался особняком,односложно отвечал на вопросы. Теперь же он с удовольствием работает в группе,
не всегда правильно, но старается высказать свои идеи. Например: работая  над ментальной картой, он находил подходящиекартинки, аргументируя свой выбор, вырезал и приклеивал их. А С., не предлагая
никаких действий в группе, принялся обводить ключевые слова, и ребята оценили
его похвалой. Важно, чтобы каждый был услышан. Если ранее, как говорилось выше,
двух слабых учеников  не было слышно, тоначиная с первых дней, с первого тренинга, уже старались сказать
пожелания:  желаю здоровья, желаюполучить «5». Словарный запас очень маленький, но, не смотря на это, оба
отвечали на вопросы карточки и  от группызащищали  работу у доски.  Вопросы для них задавали сами ребята изгруппы на осмысление:•        Что ты узнал из прочитанного?•        К какой группе относится? (дерево, кустарник, травы)•        Назови группы тел.Саша  прекрасно справился со своей задачей. Онответил на все вопросы. Последний вопрос был «толстым», над ним пришлось
подумать, ответ был однозначным. Но и с этим вопросом Саша справился. Он быстро
сопоставил теорию с практикой и хорошо ответил. Также  нужно относитьсявнимательно  к вопросам процедуры ирегламента. Об этом надо договариваться в самом начале и постараться не
нарушать его. Для этого группы создали свои правила:•         проявлятьтерпимость к любой точке зрения•         уважатьправо каждого, уважение его достоинства. •        ценить время•        уважать другие группы•        все участвуют активно, болеют за группу                                                               Во время  прохождения практики,  в ходе планирования и проведения четырехпоследовательных уроков, модуль диалоговое обучение прослеживался во всех  стадиях моих уроков.Фото 1 «Подумаем вместе»Велась диалоговая речь между учителем и учениками о телах живой инеживой природы, об их составляющих,  овлиянии на изменения явлений в природе и осмысление понятий в жизненной
ситуации.  Дети с удовольствиемразгадывали загадки, отгадывали ключевые слова, рассматривали картинки. Эта работа велась для введения в тему. Мнениябыли разными, но по ходу обсуждения в группе, приходили к единому мнению, и уже
уверенно отвечали даже слабые ученики. Но желание ответить и сам ответ слабых детей
заметно отличался. Сказался низкий словарный запас и их стеснительность.
Работая с этими детьми,  для развития ихдиалоговой речи, поставила перед собой цель: готовить для них вопросы от
низкого уровня, с переходом  к сложномупониманию. Привлечь к общению в группе, при делении на пары дать направление,
что бы слабые дети работали с сильными учениками. Если эти дети в начале практики
больше молчали, не проявляли инициативы, то к концу практики дети довольны
собой, стали более активными, уверенными в себе. Например, С. М. уже чаще
вводил в свою речь термины. Фото 2  «Беседа слабых учащихся»Для того чтобы владеть новым материалом, ребенок прежде всегодолжен  уметь вести диалог, уметь слышатьи слушать, задавать вопросы, уметь отвечать на поставленные вопросы. Поэтому на
втором уроке моя работа, прежде всего, была направлена на развитие речи.  Здесь работа в группах закипела,  дети, опираясь на  знания,  отвечали уже более подробно, приводя факты иаргументы. Весь класс был разделен по возрастным способностям и соответственно
по уровню сложности заданий. Задания каждой группы выслушивались и оценивались.
За правильный ответ я раздавала смайлики, которые подсчитывались в конце урока
и использовались как оценивание обучения и оценивание для обучения. Всем детям хотелось заработать как можно  больше смайликов и тем самым принести вклад вобщую копилку. Работали все с увлечением и диалог велся по установленным ими же
правилами.  Заметила, если вначалепрактики дети отвечали однозначно, без интереса,  сухо, да или нет, далее они научилисьрассуждать, утверждать ответы. Считаю, что использование этого модуля
способствует развитию речи и способствует формированию:•        умения определять иотстаивать свою позицию;•        ораторского мастерства иумения вести диалог;•        лидерских качествЕсли ученик не понимал того, что от него требуют, наводящими вопросаминаправляла его к правильному ответу. Во время практики в основном диалог велся
между учителем и учеником, между сильными учениками и между сильным и слабым
учениками, где ситуацией владел, к сожалению, только сильный ученик, то есть
активный ребенок. Конечно, за четыре урока больших изменений не произошло,
нужно время и систематичность. В дальнейшем планирую работу с этими учениками,
что бы инициатива исходила именно от них. По сравнению с работой до практики
разница большая, если некоторые  детивели себя пассивно, а отличники работали на оценку, то сейчас, внедряя идею
семи   модулей и проводя тренинги,  я вижу интерес, желание работать, увлеченныелица учащихся. Я считаю это положительным результатом моей работы.                                                                                                                                                   Входе общения  старалась развиватькритическое мышление учащихся, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств
и соответствующей информации и путем сравнения, взвешивали альтернативные
мнения, принимали продуманные решения, участвовали в дискуссиях, общались с
другими детьми.  Для этого на урокахпроводились  индивидуальные, парные игрупповые работы, применялись ролевые игры, шла работа с различными источниками
информации, использую творческие работы.                                                                                                                        Диалоговое обучение строилось на линиях: учитель – ученик, ученик –ученик, ученик – минигруппа, ученик – группа. Цели, которые я ставлю себе в дальнейшем для развития диалоговой речи:•        организовать учебный процесс  таким образом,чтобы  все учащиеся  были вовлечены в процесс познания•        дать возможность учащимся рефлектировать поповоду того, что они знают и думают •        организовать совместную деятельность учащихсяв процессе познания, освоения учебного материала•         каждыйученик вносит свой особый индивидуальный вклад •        создать атмосферу доброжелательности ивзаимной поддержки         И в результате это позволит не только получатьновое знание, но и развивать познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие формы  сотрудничества. Методика диалогового обучения позволяетребёнку проявить свои способности, развивает предметную речь, умение
анализировать и оценивать учебную деятельность, использовать имеющиеся знания
на практике и приобретать новые. Именно эти стратегии  я наметила в своей практике. Повыситьмотивацию, чтобы появились предпосылки для развития самопознания, саморазвития,
саморегуляции и самоконтроля. Деятельность своих сильных учащихся, которые справляются  с заданиями быстро, важно  направить на общую пользу для всего класса.Таких ребят я назначу  консультантами,которые будут определять порядок выполнения задания в группе, давать
возможность высказать своё мнение каждому члену группы, будут производить сбор
доказательств, осуществлять пробную защиту найденного решения в группе. Каждый
член группы должен уметь объяснить общую идею. Считаю это не легкой задачей для
детей моего класса, так как высказаться и объяснить смогут не все. Нужно время
для отработки алгоритма  исистематичности. Причем существует еще одна проблема – слабый словарный запас
слов. Небольшая группа учеников читают только требуемую литературу, тем самым
речь их скудна. Необходимость вовлечь их в чтение книг, определить их интерес. Задача
группы заключается в обучении каждого своего члена умению понимать и объяснить
суть решения. Использование технологии проблемного обучения в сочетании с
групповой, диалоговой формами  работыоказывает непосредственное влияние на воспитательную среду класса. В процессе
такой работы быстрее формируется классный коллектив, приобретаются навыки
общения, волевые качества. Это заметно во время перемены, когда ребята отдыхают и даже в послеурочное время. Ребятаучатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать  «чужую», но верную. Но относительно спора,дети из неблагополучных семей, не умеют вести вежливый спор. Единственный выход
– учить культуре общения. Организация коммуникативно-диалоговой деятельности
создаёт обстановку «признания окружающими», что, в свою очередь, воспитывает в
ребёнке уверенность в себе, в своих силах, активизирует его деятельность. И
опять же, сильный ученик моего класса имеет эгоистические черты. Не всегда
хочется поделиться, ведь это он знает, и за это он получал похвалу и оценку.
Ломать сложившиеся стереотипы всегда сложнее, но я уверена – у нас с детьми все
получится. Методика диалогового обучения способствует формированию у  школьников универсальных учебных действий,обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность ксотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных
качеств. Именно эта задача сейчас стоит передо мной имоими учениками. Я горжусь своими выпускниками, это моя заслуга. А  теперь хочу, чтобы мой выпускник с гордостьюсказал: «Это и моя заслуга».                                 Литература:Руководство для учителяПетер «Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе вотношении образовательного оценивания и обучения»Габдраутова Наталья Николаевнаучитель начальных классовНовоникольская СШ